ГОЛОСА СОПРОВОЖДАЮЩИЕ


ГОЛОСА СОПРОВОЖДАЮЩИЕ
(Begleitstimmen). В современной музыке так называются те голоса, которые сами не являются представителями мелодии, а подчинены голосу мелодии (главному голосу) и выясняют его гармоническое значение. В строго-имитационном полифоническом стиле 14–16 веков не было настоящих с. г-в; там каждый голос был мелодией ("концертировал"), причем меньше всего отличался этим качеством именно тот голос, которому поручалась так называемая в наше время тема (т.е. Cantus firmus, выдержанный большей частью в долгих нотах). Зато стиль народных песен (нем. Gassenhauer, итал. Villanella), танцевальных пьес с текстом и без текста был и в эпоху нидерландской школы вполне гомофонным, причем ритмически-рельефная мелодия сопровождалась самыми простыми аккордами. Правда, что этот род композиций – вероятно весьма древнего происхождения – не причислялся в то время к произведениям истинного искусства. Песням трубадуров аккомпанировали менестрели на виоле или на vielle; барды аккомпанировали себе на ротте (Chrotta); греки на китаре, лире или авлосе; евреи на псальтере. Впрочем, в древности инструментальное сопровождение состояло, кажется, только в подыгрывании голосу в унисон или в октаву; самое большее, если мелодия кое где украшалась. Только в средние века постепенно выработался аккомпанемент аккордами. Художественно обработанное сопровождение в современном смысле слова появилось приблизительно только с 1600, и колыбелью его была Италия. При этом однако (по крайней мере в художественной музыке) сольное пение настолько было подавлено хоровым, что даже простая любовная песня или дуэт писались не иначе как в виде 4-х или 5-глсного хора (мадригала). Вскоре однако последовала неизбежная реакция, которая вернула одноголосному пению его естественные права, не жертвуя впрочем для этого испытанной уже прелестью гармонии. Путь к образованию этого стиля указали получившие уже в 16-м веке общее признание аранжировки многоголосных вокальных пьес для одного голоса с сопровождением лютни. Невозможность выдерживать тоны на лютне привела скоро к вплетению в аккомпанемент украшений, арпеджий, пассажей и пр., последние же в свою очередь создали для сопровождающих инструментов совершенно новый, коренным образом отличавшийся от прежнего, стиль. Вместо лютни явилось затем clavicembalo, и (в церковной музыке) орган; сопровождение для этих двух инструментов не разрабатывалось отдельно, а (начиная с 1600) лишь намечалось тем сокращенным способом, который известен нам под названием генерал-баса или баса continuo; полное же выполнение сопровождения было предоставлено искусству аккомпаниаторов. При этом, уже в первые десятилетия 17-го века композиторы начали поручать мелодию не одному, а двум или нескольким голосам, которые соединялись, сменяли друг друга и поочередно выступали на первый план. Таким образом постепенно развилась новая полифония, связанная с аккордами сопровождающего continuo; в этой полифонической генерал-басной литературе нижние голоса часто имеют уже характер простого сопровождения, что одинаково можно наблюдать и в тех сочинениях, где главный голос поручен какому либо инструменту, и там, где он поется. В стиле хоров а capella тем временем произошла подобная же перемена, носителем мелодии сделался верхний голос (сопрано), остальные же голоса настолько упростились и отошли на задний план, что название сопровождающих делается вполне применимо к ним. Произведения И. С. Баха были последним роскошным расцветом строго полифонического стиля, пожалуй даже его высшим расцветом; впрочем у Баха полифония настолько проникнута гармонической ясностью и общий ансамбль так мастерски подчиняется объединяющему значению венчающей полифонию мелодии, что стиль его может служить предметом восхищения и подражания для всех времен. Особенно заслуживает он внимания в настоящее время, когда мы оставили за собой период резко выраженной гомофонии, сущность которой заключается в господстве мелодии над более или менее простым аккордовым сопровождением (особенно в фп-ных сочинениях) и стремимся к более самостоятельному контрапунктическому развитию сопровождающих голосов, т.е. как бы приближаемся по стилю к И. С Баху.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "ГОЛОСА СОПРОВОЖДАЮЩИЕ" в других словарях:

  • CONTINUO — (итал.), собственно Basso c. или continuato, непрерывный бас , название появившегося около 1600 г. в Италии цифрованного инструментального басового голоса, из которого постепенно долгим путем развился современный гомофонный стиль (См. Генерал бас …   Музыкальный словарь Римана

  • ГОМОФОННЫМ — (греч.) называют обыкновенно такой склад музыкального письма, когда одному из голосов отводится первенствующее место (мелодия), тогда как остальные низводятся до роли простого сопровождения; г у складу противополагается и о лифонный (См. Голоса… …   Музыкальный словарь Римана

  • ПАРАЛИНГВИСТИКА — (от греч. παρα – около) – направление в науке, возникшее на рубеже лингвистики, психологии, этнографии, медицины и культурной антропологии в начале 50 х гг. 20 в. в США. Его представители – Дж. Трегер, Г. Смит, И. Хокет, Т. Себеок и др. П.… …   Философская энциклопедия

  • Гомофония —         (греч. omoponia однозвучие, унисон, от omos один, один и тот же, одинаковый и ponn звук, голос) тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Русская песня — Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • го́лос — а ( у), мн. голоса, м. 1. Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т. п. Высокий голос. Низкий голос. Детские голоса. Голос соловья. Повысить голос. Узнать… …   Малый академический словарь

  • ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — (ЖЕЛЕЗЫ, СОСУДЫ), система щелей, каналов, сосудов и специальных образований (лимфатич. желез) по ходу их, отводящих из тканей т. н. лимфу (см.). Понятие Л. с. включает в себя также нек рые образования из аденоидной ткани (см.). Сюда принадлежат… …   Большая медицинская энциклопедия

  • голос — а ( у); мн. голоса, ов; м. 1. Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т.п. Мужской, женский г. Звучание, сила, диапазон, тембр голоса. Высокий г. Низкий г …   Энциклопедический словарь

  • голос — а ( у); мн. голоса/, ов; м. см. тж. голосок, голосишко, голосина, голосище, голосовой 1) Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т.п …   Словарь многих выражений

  • Мелодия —         (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса …   Музыкальная энциклопедия